Спас-Деменск
Home История Спас-Деменск жители фотографии

 

XY век.

5 февраля 1494 года Великий князь Московский Иван Васильевич и Великий князь Литовский Александр Казимирович заключили  мир и составили договор об установлении границы. В этом документе встречается первое упоминание о поселении на территории Спас-Деменска, в то время он именовался волостью Демена.

XYIII век.

 Во времена Екатерины II в «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу, часть II, 1782 года» это поселение называется Погост Спасской, который представлен как:

«Земля: Усадьба - 6 десятин. Пашни - 121 десятина. Лесу – 10 десятин. Неудобных мест – 3 десятины.

Всего: 141 десятина.

 На правом берегу реки Перекши, церковь деревянная Преображения Господня. На реке Перекши – пруд и при ней мушная мельница казённая о двух поставах, земля иловатая, хлеб родится средственно, лес – дровяной».

XIX век.

В 1855 году по ходатайству помещика Нарышкина Погост Спасской в Мосальском уезде преобразован в Спас-Деменское (так стала называться ж. д. станция). В прежнее время Спас-Деменское лежало на большом гужевом пути из центрального района к пристаням Белого и Поречья и участвовало в тогдашних торговых сношениях, закупая хлеба прямо в черноземной местности. В то время в Спас-Деменском было 8 ярмарок в году и население доходило до 4000 человек. Когда гужевой транспорт к пристаням Белого и Поречья прекратился и Спас-Деменское осталось в стороне от железных дорог, торговые сношения его упали и население уменьшилось. Только после постройки Смоленской железной дороги торговое промышленное значение Спас-Деменского стало заметно подниматься. В то время Спас-Деменское служит для обширного района главным пунктом торговли пенькою, лесом и рогожами, выделываемыми на местных рогожных фабриках. Здесь же сосредоточилась и торговля хлебом, привозимым по железной дороге, так как местного хлеба даже и в лучшие по урожаю годы недостает для продовольствия населения. В Спас-Деменском тогда было три паровых мельницы: Забелкина, Дедова и КО и Черняева, перерабатывающие в общей сложности до 1000 вагонов зерна в год.

Здание вокзала. 

Рогожное производство, издавна привившееся в Мосальском уезде, в наиболее крупном виде сосредоточилось в Спас-Деменском; здесь в конце XIX начале XX веков  работало семь рогожных фабрик, на которых изготавливались до полутора миллиона штук рогож в год, и было занято до 400 рабочих. Фабрики Дедова и Лютова имели по 500 станов. Крестьяне многих селений, опоясывающих Спас-Деменское, также занимались рогожным производством: почти в каждом дворе было по одному, а то и по два рогожных стана и вырабатывалось до 2 миллионов штук рогож.

Обширное разведение в Мосальском уезде конопли вызвало, с одной стороны, устройство пенькотрепальных заведений и, с другой, - маслобоен. Большое пенькотрепальное заведение М.А. Дедова в Спас-Деменском вырабатывало до 75 тысяч пудов пакли в год, при количестве рабочих в 50 человек.

В то время Спас-Деменское - оборотное депо с паровозным зданием на 8 стойл. Со станции в 1911 году было отправлено более 20 тысяч пассажиров и 1013 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 1076 тысяч пудов. Преобладали в отправлении рогожа и лесные материалы, а в прибытии хлеб и мочало.

В 8 верстах от Спас-Деменского работал винокуренный завод Шарской и в 15 верстах такой же завод Богрянской. Оба завода работали на картофеле, которого прибывало до 300 вагонов, и отправлялось в город Ельню до 70000 пудов спирта в год.

XX век.

С 1917 Спас-Деменск -  город  в Российской Федерации, Калужской области. Железнодорожная станция. Население 6,1 тыс. человек (1996). Фабрика строчевышитых изделий, маслосыродельный  завод (теперь не работает), лесхоз.

 
Используются технологии uCoz